Полезно знать

Замена масла – мероприятие, которое должно производиться минимум два раза в год: на зимний и летний периоды. Однако нередко автомобилист стоит при этом перед непростым выбором: какое именно моторное масло предпочесть? Как разобраться в многообразии его видов и марок?

Существует несколько правил выбора моторного масла. Во-первых, это инструкция самого производителя вашего авто. Обычно в руководстве по эксплуатации машины указывается, какое именно моторное масло является наиболее подходящим для вашего «железного коня».

Однако если по тем или иным причинам у вас не имеется такой инструкции или же она морально устарела, то ничего не поделаешь – придется выбирать моторное масло самостоятельно. При этом вам придется подобрать не просто конкретное наименование масла, а определить его класс вязкости по SAE, а также класс качества по ACEA (CCMC) или API.

Мало того, если вы к тому же являетесь еще и счастливым обладателем японского или американского автомобиля, то вам нужно будет выбрать моторное масло, соответствующее стандартам данных стран.

Есть и третий путь – доверить выбор моторного масла автосервису, который заодно произведет и его замену. Если вы решите пойти этим путем, то советуем обращаться исключительно в сервисные центры, где мастера дорожат своей репутацией и не обманут ваши ожидания.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Плотность и удельный вес

Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3), а удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.

Вязкость

Вязкость - это величина, которая характеризует текучесть жидкости. Вязкость зависит от температуры. Кинематическую вязкость в технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ (м2/с) или (мм2/с). Когда величину кинематической вязкости умножают на показатель плотности масла при температуре измерения, получают динамическую вязкость, единицей которой в технической системе является Пуаз (П). В системе СИ динамическую вязкость измеряют в Паскаль-секундах (Пас) или (Нс/м2).

Индекс вязкости

Он характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при изменении температуры.

Температура вспышки

При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens).

Температура застывания

Температура застывания - это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть, и остается возможность его переливания. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина.

Число нейтрализации

В зависимости от базовых масел и присадок, а также эксплуатационных условий, в результате окисления в смазочных маслах содержатся кислотные и/или щелочные продукты. Общее щелочное число (TBN) или общее кислотное число (TAN) определяются в лабораторных условиях. Величина этих показателей характеризует количество тех щелочных/кислых продуктов, которое требуется для нейтрализации масла. Щелочное и кислотное число измеряются в (мг КОН/г) (миллиграмм гидроокиси калия на грамм масла).

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ. ПРИСАДКИ.

С
помощью только базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современное оборудование и механизмы требуют от смазочных масел. Поэтому к базовым маслам добавляют спецальные присадки, которые улучшают свойства базовых масел.

Основные присадки

Антиокислительные присадки замедляют реакцию окисления.

Моющие присадки (детергенты и дисперсанты) очищают двигатель.

Противокоррозионные присадки обеспечивают образование на металлических поверхностях пленки, предотвращающей коррозию.

Противоизносные присадки образуют на смазываемых поверхностях пленку, предотвращающую непосредственное соприкосновение металлических поверхностей.

Противозадирные присадки образуют вместе со смазываемыми металлическими поверхностями химическую пленку, которая эффективно предотвращает задиры.

Противопенные присадки предотвращают вспенивание масел.

Присадки, снижающие температуру застывания, предотвращают слипание парафиновых кристаллов и застывание масла.

Присадки, улучшающие индекс вязкости - это высокомолекулярные полимеры, которые замедляют повышение вязкости при понижении температуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ВЯЗКОСТИ.

В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации вязкости моторных масел является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade - SAE VG) (см. табл. 1).

В таблице указаны два ряда степеней вязкости: зимний - с буквой "W" (Winter), и летний - без буквенного обозначения. Сезонные масла зимнего ряда различаются по максимальным вязкостям низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости, и по минимальной кинематической вязкости при 100°С. Степень вязкости сезонных масел летнего ряда определяется по минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С, и по минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно двум следующим критериям:

  1. Максимальным вязкостям низкотемпературной проворачиваемости и прокачиваемости со степенью зимнего ряда (W).

     
  2. Максимальной и минимальной кинематическими вязкостями при 100°С и минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига в соответствии со степенью летнего ряда (без буквы W).

Стандартные ряды вязкости:

► зимний ряд: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w;
► летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла, состоят из комбинации зимнего и летнего ряда разделенной знаком "тире" (например, SAE 5w-40).


Таблица 1.
Степени вязкости моторных масел SAE J300 DEC99 (1)


Степень вязкости SAE Вязкость (cP), проворачивания при низкой температуре (2)

MAX
Вязкость (cP), прокачивания при низкой температуре(3)

MAX
Кинематическая вязкость (4), (cSt), при 100 °C, и малой скорости сдвига Вязкость (cP), при высокой скорости сдвига(5) при 150°C

MIN
MIN MAX
0w 6 200
при - 35 °С
60 000
при - 40 °C
3,8 - -
5w 6 600
при - 30 °С
60 000
при - 35 °С
3,8 - -
10w 7 000
при - 25 °С
60 000
при - 30 °С
4,1 - -
15w 7 000
при - 20 °С
60 000
при - 25 °С
5,6 - -
20w 9 500
при - 15 °С
60 000
при - 20 °С
5,6 - -
25w 13 000
при - 10 °С
60 000
при - 15 °С
9,3 - -
20 - - 5,6 < 9,3 2,6
30 - - 9,3 < 12,6 2,9
40 - - 12,6 < 16,3 2,9
(0w-40;5w-40;10w-40)
40 - - 12,6 < 16,3 3,7
(15w-40;20w-40;25w-40)
50 - - 16,3 < 21,9 3,7
60 - - 21,9 < 26,1 3,7

Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2
(1) Все значения являются предельными по определению ASTM D3244 (Section 3)
(2) ASTM D5293
(3) ASTM D4684. Присутствие любого напряжения сдвига обнаруживаемое данным методом означает непрохождение теста независимо от значения вязкости.
(4) ASTM D445
(5) ASTM D4683, CEC-L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481).

МОТОРНЫЕ МАСЛА.   КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ УРОВНЯМ КАЧЕСТВА.

Назначение и качество

Качество масла - это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкостные, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества.

Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду некоторого различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существуют несколько систем классификации моторных масел - API, ILSAC, JASO, ACEA и ГОСТ.

Система классификации API

API система классификации моторных масел развивалась в результате совместной работы API, ASTM и SAE.

По системе API (ASTM D 4485, SAE J183 APR96) установлены следующие эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

► API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в алфатином порядке. Для каждой новой категории присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH, API SJ, SL и SM (категория SI намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер). Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, SH на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие.

► API C состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в алфавитном порядке. Для каждой новой категории присваивается дополнительная буква по алфавиту: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4, API CH-4, CI-4 (CI-4 plus) и CJ-4. Категории API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие.

МОТОРНЫЕ МАСЛА.   ПЕРЕНЕСЕНИЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА.

В Европе и USA были разработаны специальные системы управлением качеством, которые следует выполнять и внедрять, для того, чтобы можно было определять качество масел или получить официальную лицензию.

Кроме обязательного использования системы качества ISO, производитель масел должен выполнять дополнительные правила " Read-across" допускающие заменяемость:

1. заменяемость масляных баз
2. 2. заменяемость классов вязкости
3. 3. заменяемость вязкостных присадок
4. 4. заменяемость пакетов присадок

Существуют четыре официальные пути производства моторного масла с подтвержденным качеством согласно API, ACEA или OEM:

1. 1. Производитель масла и производитель присадок совместно разрабатывают технологию масел.
2. 2. Reblending. Производитель покупает лицензию у разработчика масла и производит продукцию согласно лицензии.
3. Reblending в соединении с Read-across'em. Производитель может производить замену согласно вышеупомянутым правилам.
4. Rebranding . Производитель покупает готовый продукт и разливает его под своим брендом.

Основная разница при официальном способе получения подтверждения качества моторных масел.
  • API ведет официальную систему лицензирования моторных масел. Производитель масла может обратиться за получением лицензии в API. После выполнения определенных условий и оплате соответствующе го взноса, производитель может использовать дополнительный графический знак (donut).
  • ACEA - это самосертифицирующаяся система. Т.е. ACEA не предоставляет официального подтверждения качества. Производитель масла обязан с формальной стороны выполнять все правила, действующие при производстве масел.

Информация взята с сайта http://www.trans-oil.ru/